МОУ Калининская СОШ
история
(по материалам газеты "Земля Ветлужская" ["Ленинское Знамя])
" Нити нашей памяти" А. И. АФАНАСЬЕВ, ветеран педагогического труда,№№ 57, 59,60 20 мая 2004 г. «Земля Ветлужская»Калининская школа была образована почти 1929 (?) году. Когда только основывался поселок, дети учились в здании бывшей почты. Сейчас этого здания нет. На этом месте находится рыночная площадь.
Первый выпуск в средней школе состоялся в 1939 году.
В 1945 открылась Калининская начальная школа. В 1953г. из начальной школы создана Калининская семилетняя школа с добавлением классов из Калининской средней школы. В этом году она получила плохую материально-хозяйственную базу: не было достаточно наглядных пособий, оборудования, парт. В Калининской семилетней школе было 12 классов. В 1962 открылась восьмилетняя Калининская школа. В посёлке существовало три школы : средняя, восьмилетняя и вечерняя школа. В 1967 восьмилетняя школа влилась в среднюю школу.
В 1946 открылась в посёлке школа рабочей молодёжи. Калининская вечерняя средняя общеобразовательная школа была ликвидирована в 1986г.
22.12.1994г. Приказ № 33 по распоряжению РОНО школа переименована в Муниципальное образовательное учреждение Калининская средняя общеобразовательная школа.
"Школа! Как много в этом слове! - Цитадель наук. Она дает путевку в жизнь каждому, кто ее кончает. Не так давно отмечался 25-летний юбилей Мошкинской средней школы. Славная история, неправда ли? Однако я импонирую мошкинцам, но не лучше ли бы назвать ее основание несколько раньше. Ведь она преемница Рязановской 7-летней 30-х годов. Я здесь жил и в 1933 году оканчивал начальную школу. Ну это как бы в сторону справедливости.
Каждая школа, как учебное заведение, вбирающая в себя процесс общественного развития, имеет свою историю. Речь пойдет о Калининской средней общеобразовательной школе, когда и как, на какой базе она возникла, о ее учителях.
Итак, немного предыстории. По сообщению старожилов, вплоть до начала 30-х годов, поселок выглядел большой деревней. От центральной улицы Ленина отходило несколько коротких побочных. Таких улиц, например, как Полевая, Песочная, Профсоюзная, Заводская, Пушкинская, Береговая и ряд других вообще не существовало. Даже в 1947 году там, где сейчас улица 30 лет Октября, я с детьми собирал клюкву и бруснику. Упрямый факт, подтверждающий территориальное пространство поселка. В настоящее время поселок образовался с многочисленными микрорайонами.
В описываемое время имени Калинина поселок не назывался, а означался «Березовой заводью». Письма я посылал с фронта в 1941 -1942 годах на «Заводь». Стало быть, наименование им. Калинина получил поселок в 1944 году с образованием района. Огромные экономические преобразования, совершавшиеся в стране Советов, захватили и глубинку. Общество стояло в преддверии 3-ей Государственной пятилетки. Картфабрика наращивала темпы производства, поселковый лесопункт увеличивал заготовку древесины. Но для достижения больших результатов не хватало рабочей силы, кадров. И потекли на заработки ивняженские, туранские, орлянские, мотовские и с ними из других деревень землепашцы - в одиночку и семьями. Многие сразу оставались в поселке, обживались, территориальная застройка расширялась. Этот процесс охватил 1938 -1939 годы. Но значительную, главную роль в экономическом развитии данного района того времени сыграло, конечно, образование Калининского района в 1944 году. Областное руководство посчитало, что будет лучше, если приблизить руководящий аппарат непосредственно к месту экономических свершений. Впоследствии это оправдалось. Но вместе со всем этим проблемной задачей вставал вопрос обучения детей.
До 1939 года в поселке существовала только начальная школа, возглавлявшаяся Виноградовой Александрой Ивановной. Здание, в котором размещалась школа, сохранилось и сейчас (по улице Почтовой под железной крышей). Надеяться на Ветлугу не приходилось - далеко, и в материальном плане тяжело. Да и Ветлужская средняя переживала не лучшие времена. В связи с большим потоком детей школьного возраста, в том числе и из сельских школ, по решению Ветлужского райисполкома в 1939 году в поселке создается средняя общеобразовательная школа. За более полувековую историю своего существования она претерпела немало: от размещения учебных классов до учебно-наглядных пособий. Была проблема и с учительскими кадрами. Не хватало учебников, тетрадей. Писали даже на листках тонкого картона (благо картфабрика выпускала). Не хватало мела. Математические задачи записывались под диктовку учителя. Многие наглядные пособия изготовляли сами. Под классы приспосабливали частные жилые помещения. Из них, например, знаменитый «Сафоновский» дом и рядом с ним одноэтажный, стоявшие тогда напротив современной почты. В этих домах вплоть до 1957 года с учащимися начальных классов занималась Беляева Александра Ивановна. Не оспаривайте, уважаемые читатели, мне ль не знать это, пришедшему в школу в сентябре этого года. Под классы был занят и нижний этаж клуба картфабрики. Более «комфортные» условия размещения были в двухэтажном здании у Ленинской дороги и одноэтажном на Почтовой, превращенном в Дом пионеров после постройки типового учебного корпуса. 1957 - год впечатляющий, разгрузочный - школа получила оба 2-этажных здания (в связи с ликвидацией района), где размещались кабинеты районного исполнительного комитета.
Но до «ура» было еще далеко. И что это за классы-кабинеты? Здание отапливалось печами. Не натопишь - в щели дует, перетопишь - угореешь. Директор школы Марков Александр Николаевич, которого я застал на этом посту, проявил огромную энергию, изыскивая резервы для улучшения учебного процесса. Он добился постройки параллельно двум деревянным каменного одноэтажного здания. Здесь сейчас размещаются почта, Сбербанк, отделение милиции и еще мини-клуб. Работники этих учреждений должны быть благодарны народному просветителю. Но до постройки этого «пристроя» (1960 г.), как в обиходе называли это здание, занятия велись в две смены. Каково ученикам, а учителям? Все на побегушках. Никаких обедов для школьников не существовало, пока несколько позже отдельно не построили столовую. Учителя, как истинные «родители», очень беспокоились за ребят, которые в непогоду и даже зимой раздетыми наперегонки перебегали 50-70 метровое расстояние. Что особо следует подчеркнуть, так это то, что многие общественно-хозяйственные мероприятия в школе проводились не без участия учителей. Крышу пристроя крыть помогали старшеклассники и учителя. Камень для закладки столбов под комплекс учебных мастерских и спортзала собирали учителя (мужчины) в районе бывших поселков Обичечная и Первомайка по УЖД (узкокалейная железная дорога). Вручную грузили на платформы и разгружали. Прорабу Смирнову А. А. помогали заливать раствор и цементировать столбы. Через 5 лет, в 1965 году, крыша спортзала прохудилась. Опять же школьные деятели -зав. учебными мастерскими Цыганов А. В., Дмитриев В. А., Афанасьев А. И., кочегар Мурин Н. И., на добровольных началах в летнее время за минимальную оплату взялись покрыть гофрированным железом всю крышу. Длина только спортзала составляла 26 метров и не менее площадь учебных мастерских. Несколько позже вся крыша все той же бригадой была покрашена. В школе держали лошаденку, для которой собственными силами по реке Вывож заготовляли сено. С введением в строй теплотрассы (водяного отопления) в одном из зданий был создан интернат. Этот «исторический» для школы процесс был вызван притоком учащихся из сельских школ. Как не скажешь, что теплотрасса-то создавалась не без участия учителей и старшеклассников. Рыли траншеи, наводили покрытие. Мне довелось в октябре один из участков траншеи цементировать. За этот «патриотизм» потом поплатился больничным листом. Все это делалось на общественных началах. Или как не вспомнить аварию на теплотрассе. В один из 70-х годов прорвало трубу у батареи в здании начальных классов. Это случилось под вечер. Положение создалось критическое. Морозы крепчали. Как по боевой тревоге, были вызваны учителя, среди них Цыганов А. В., Дмитриев В. А., Орлов Г. И., Афанасьев А. И., находившиеся ближе по месту жительства. Цыганов А. В. в столярке делал заглушки, а мы, обжигаясь кипятком, заколачивали их в трубы. Дежурили до утра, пока не подоспела аварийная бригада. А специальной-то бригады в поселке и не было. Устраняли повреждение шефы с картфабрики. Они же в свое время помогли оборудовать учебные мастерские. Несмотря на возникавшие трудности, учебный процесс шел своим чередом. Пик педагогической деятельности падает на 60-70-е годы. И не удивительно. Надо было во всем поспешать, успевать. Ведь только в старших классах было 530 человек, а всего с начальными около 1000 учащихся. Школа оказалась многокомплектной.
Вот статистика. Передо мной свой учебный журнал за 1967-1968 учебный год: 5-х классов было 3, 6-х - 3, 8-х -3, 9-х - 4, 10-х - 3. По начальным классам почти то же самое. Велика была и плотность классов - от 30-35 до 40 учащихся. Каково? И вот за 45 минут урока учитель должен успеть кого-то спросить, объяснить новый материал, дать задание на дом. А требование - чтобы у каждого сорванца в классном журнале стояло не менее 3-4 оценок за четверть. В общий традиционный учебный процесс наряду с классными занятиями входили и такие мероприятия, как дополнительные занятия со слабыми учащимися, посещение учителями на дому с целью выявления условий жизни, оказания материальной помощи. Периодически проводились родительские собрания. Данная работа позволила значительно повысить успеваемость, улучшить знания учащихся. Для повышения знаний и привития любви к наукам были созданы предметные кружки, как-то: физики, занимательной математики, географии с описанием исторических путешествий русских мореплавателей, изо, литературы и труда. Не это ли впоследствии поспособствовало одаренному ученику Полянскому, окончившему аспирантуру, стать кандидатом математических наук. На базе всего этого устраивались школьные олимпиады, победители которых, по тому или иному виду школьной программы, посылались на районные, где показывали неплохие результаты. Традиционно, после окончания учебного года, для учащихся 5-7 классов проводились школьные туристические слеты. Команда-победительница в этом виде спортивно-прикладного многоборья посылалась на районный турслет. Для старшеклассников в течение учебного года проводились военно-спортивные игры «Орленок» и «Зарница», что было как бы проверкой мужества, находчивости и становления человека как личности. Они были самыми массовыми. Здесь были задействованы команды учащихся 8-10 классов с охватом 150-200 человек. Им скоро предстояло войти в большую жизнь. После длительных, порой нудных занятий в душных классах, ребят тянуло на природу. Отдавая должное потребностям детей, широко практиковались туризм и экскурсионные поездки. Это направление тесно связано с приобщением школьников к познанию окружающего мира, с физической закалкой. Не считайте, уважаемые читатели, меня фантазером. Я располагаю фотографиями, запечатлевшими события тех времен (60-80 годы). Или вот в газете «Ленинское знамя» за 1976 год старшая пионервожатая пишет под общим заголовком «В Калининской средней школе»: «...пионерский костер с играми и танцами», «пионерские соревнования «Дружба», «Четырехборье», «Слет туристов», отдых в пионерлагере «Дубки». Важным мероприятием по приобщению ребят к труду было шефское движение, зачинателем которого в 1960 г. стала Афанасьева Р. А. В основном (главном, головном) цехе картфабрики экскурсанты знакомились с процессом производства картона, с электротехникой - в электромеханической мастерской. Узнавали, какие существуют рабочие профессии. Для ребят все было интересно. Они осматривали современные механизмы, ощупывали детали и загорались желанием самим поработать. Там же на импровизированной сцене для рабочих давались самодеятельные концерты. Так завязывалась спайка, дружба молодого поколения со старшим. Посещение цехов фабрики носило регулярный характер. Не на экскурсию же ходили учащиеся в колхоз, ежегодно помогая в уборке урожая, в основном - картофеля, а под лозунгом «В труде нам - честь, в труде - почет». Закаляясь, познавали цену рубля. Апогеем всех творческих деяний являлась организация (создание) в летнее время спортивно-трудовых лагерей. Они были и на селе и на производстве картфабрики. Они комплектовались в основном из учащихся 9-10 классов. В деревне Сокольники Туранского с/совета (название того времени), быть может, будущие специалисты земледелия воочию на практике убеждались в многообразии нелегкого сельскохозяйственного труда и его значимости. Здесь приобретался навык коллективного труда, крепла дружба, совершенствовался моральный устой, ребята крепли физически. Образцы трудовой деятельности и спортивного мастерства показывали и девушки. Районная газета на своих страницах отмечала этот почин Калининской школы. Участники другого, более молодого, трудлагеря, при картфабрике, были удостоены бесплатной экскурсионной поездки в город Чкаловск, где видели легендарный самолет, на котором В. П. Чкалов в 1937 году совершил свой полет в Америку через Северный полюс. В г. Горьком побывали в историческом музее и в домике М. Горького (А. М. Пешкова). Но ребята насыщались не только сугубо учебно-книжным материалом, но устраивали и развлекательные мероприятия. Благо огромный спортзал позволял устраивать сценические выступления и новогодние карнавалы. Он же служил и актовым залом. Концертные выступления и тематические вечера устраивались часто. «Артистов» было хоть отбавляй. Давались спектакли по литературным произведениям Гоголя, Островского, Чехова. Читались стихи Пушкина, Маяковского, басни Демьяна Бедного и Крылова. Это тоже входило в копилку знаний учащихся. Произнесение таких слов как «Погиб поэт невольник чести...» заставляло содрогнуться присутствующих в зале. Или знаменитое «Послание в Сибирь». Эти художественные дела не ограничивались стенами школы. Самодеятельные концерты и спектакли школьников давались на клубной сцене картфабрики. С отдельными номерами выезжали в колхозы. Школа, как видим, жила полнокровной духовной жизнью. Значительное место отдавалось творческим отчетам учителей, проходившим в конце учебного года: сводный хор, сольные выступления, танцы. А уж ансамбль «Березка» покорял зрителей. Он прославился на весь район. В 1963 году на областном смотре-конкурсе самодеятельных коллективов школ занял призовое место. Участники: Гусева Н. В., Котомина К. В., Дружинина М. М., Смирнова М. Н., Афанасьева Р. А., а всего 12 человек. Немногим школам было уготовано такое «счастье» - терпеть начальные бедствия, мужественно преодолевая которые, педагогический коллектив по состоянию учебного процесса под руководством опытных руководителей в 1976 году занял почетное место среди лучших учебных заведений района. Так держалось долго. На 50-летних юбилейных торжествах среди выпускников школы я видел инженеров в различных отраслях производства, врачей и учителей, работающих за пределами района, моряков и сухопутных военачальников, несколько аспирантов и прочих многочисленных специалистов народного хозяйства. Я мог бы назвать несколько десятков человек, но это займет не одну страницу печатного листа. Полюбилась КСШ выпускникам. На учительской стезе (поприще) в школе сейчас работают доморощенные педагоги: Юдинцева Т. П., Смирнова Т. П., Пушилина 3. В., Полыскалова Г. И., Суслова О. В., Лебедева Л. А., Голубев С. А., Виноградова Е. Е., Юдинцева А. Ю., Сычев С. В., Смирнова Н. А., Романова И. Н., Думцева Е. П. Кто же те творцы педагогической науки, воспитавшие новую плеяду учителей. Не пожалеем страницы, воздадим им должное, назовем поименно: Цыганова Н. Д. - литератор, Маркова Л. П. - химик, Бубнов А. М. - математик, Дмитриева А. А. - биолог, Смирнова - М. Н. - географ, Дмитриев В. А. - физик, Гусев В. В. - биолог, Костенко С. Н. - историк, Стяжкин М. В. - основы трудового обучения, Трушков Н. В. - математик, Кашников А. П. - математик, Смирнов В. А. - географ, Калышев Г. С. - физик, Конева Н. В. -литератор-русист, Григорова Е. А. - немецкий язык, Афанасьева Р. А. - немецкий, Гусева Н. В. - химик, Цыганов А. В. - учитель труда, квалифицированный мастер, виртуоз своего дела (у каждого учителя есть что-то свое особенное, привлекательное), Шамаков А. Ф. - немецкий, музыкант, композитор. Сочиненная им песня «Картошка», обуревала умы школьников. Уж так она была близка и понятна по духу, что с ней ходили в походы, распевали, согреваясь у костра, сидя у реки, ее напевали рыбаки. На областном смотре-конкурсе она заняла достойное место. Среди учителей есть и отличники народного просвещения (образования). Такого звания был удостоен, например, уважаемый школьный библиотекарь Орлов Г. И. Жизнь того времени заставляла делать многое. Учителя не гнушались ходить в народ. Среди нас - учителей были агитаторы и пропагандисты, но кому как не нам, потенциально грамотному составу общества, было возможно разъяснять людям политику партии и советского правительства. Учителя избирались и в органы власти, являлись депутатами и членами исполкома поселкового Совета. Котомина К. В. возглавляла, например, женсовет. При школе была создана ДНД (добровольная народная дружина). В вечернее время поочередно осуществлялось дежурство. Вот сколько налагалось обязанностей на учителя кроме своих профессиональных. В праздничные дни на груди многих учителей сверкали ордена и медали. В шкафах хранились почетные грамоты. Называя эти имена, я не хочу умалить роль молодых учителей, работавших бок о бок с маститыми мужами и познававших их опыт мастерства в педагогике. Трудно выделить из учителей кого-то особо, но победы их воспитанников на районных и областных олимпиадах и смотрах-конкурсах говорят сами за себя. Радовались успеху учителя. А что наши лоцманы-директора? Передавали эстафету друг другу Марков А. Н., Шахов А. П., Михайлова Т. А., Скосарева А. К., Селезнева 3. И., всех их объединяло единое стремление - усовершенствовать учебный процесс и вывести школу на более высокий со-временный уровень потребности общества. Задумано, сделано. Для увековечения памяти минувших дел в 1974 году при директоре Шахове Александре Петровиче был создан музей военной и трудовой славы. В витринах музея красовались награды заслуженных учителей, выпускников, отличников, медалистов. Отдельный стенд посвящался учителям-фронтовикам. Здесь же были запечатлены жизненные трудовые дела (подвиги) учителей и учащихся. Была экспозиция в фотографиях местного фотографа Леднева о трудовом лагере учащихся на фабрике. Много было подарочных экспонатов и сувениров, как от самих выпускников, так и от различных организаций поселка. В создании школьного музея принимало участие большинство учителей, но главная заслуга директора Шахова А. П. и школьного художника Смирнова В. А. Посетившие его в свое время работники роно дали высокую оценку. Пишу потому, что знаю, живут в поселке дети и внуки прославленных учителей: Валаваткины, Кашниковы, Дмитриевы, Папины, Цыгановы, Румянцевы, Гусевы, Смирновы и др. Многие навещают школу, приезжая в родные края. Пусть знают, что коллега по труду не забыл их родичей, воздает им должное. На этом история КСШ не кончается, она продолжается в новом ракурсе. "
А. И. АФАНАСЬЕВ, ветеран педагогического труда, инвалид ВОВ 2 гр., бывший учитель КСШ.
№№ 57, 59,60 (10905) 20 мая 2004 г. «Земля Ветлужская» Нити нашей памяти
"Сегодня в Калининской средней школе праздник, она отмечает 50-летие своего первого выпуска, и в гости приехали ее питомцы разных лет. Это вторая большая встреча школьных друзей, а первая состоялась пять лет назад. Тогда и решили вновь собраться, чтобы чествовать окончивших школу в 1939 году. История поселковой школы уходит в дореволюционное время. В 1900 году пущена картонная фабрика, появился и постепенно рос поселок рабочих, в нем возникла начальная школа, потом восьмилетняя. Первой советской учительницей стала Ольга Ивановна Ус. До того, как стать средней, школа размещалась в приспособленных зданиях. В начале 30-х годов построено здание 8-летней школы и ШРМ, в 1940 году — здание № 2 — теперь главное, в 1960-65 годах — каменный пристрой. Школу возглавил первый ее директор Алексей Иванович Смирнов, завучем был Павел Андреевич Черноперов. Тогда работали такие прекрасные учителя, как Нина Григорьевна Голубина, Борис Евгеньевич Русанов, Анна Алексеевна Жеганова, Леонид Васильевич Бедин, Василий Григорьевич Панов, Евгения Георгиевна Либерова, Степан Васильевич Валоваткин, Дагмара Яновна Русанова, Эдит Яновна Жагар, Алексей Филиппович Шамаков, Серафима Павловна Венгерова, Анна Николаевна Черноперова. Трудное то было время. Классы переполнены — по 50 и более учащихся, не хватало учебников, тетрадей, литературы. Только пять учителей имели высшее образование, но всеми педагогами руководило чувство высокой ответственности; ответственно относились к учебе и тогдашние ученики. Проверкой их на зрелость и прочность явилась война. Небольшая пайка хлеба, нетопленые печи. Холод в школе и дома. Не на чем писать — бумаги не хватало, не было учебников, а желание работать огромно. 48 учеников и 6 учителей вернулись с фронта. Жертвой сталинских репрессий пал ученик Александр Солнцев, в дни мятежа 1956 года погиб в Венгрии Игорь Валентинович Тихомиров. Звания «Отличник народного просвещения» удостоены замечательные учителя разных лет: Н. Д. Цыганова, О. В. Морозова, Н. П. Кудрявцева, В. А. Парусова, В. А. Дмитриев, А. Н. Черноперова, С. М. Ефремова, Г. И. Орлов, А. А. Дмитриева, А. В. Дмитриева, орденом Ленина награждена Александра Михайловна Виноградова, орденами Трудового Красного Знамени —Евгения Георгиевна Либерова и Ольга Сергеевна Заботина, медалью «За трудовую доблесть» Елизавета Анатольевна Никольская и Капитолина Николаевна Маркова. Не так давно по результатам аттестации звание «Старший учитель» присвоено учите-льнице начальных классов С. М. Ефремовой, учительнице русского языка и литературы 3. И. Селезневой, звание «Воспитатель-методист» Г. И. Комаровой. Любая школа славна своими воспитанниками. Вообразите карту Родины и карту мира. Линии сердца, связывающие нашу школу и те географические точки, в которых они живут и работают, идут в Венгрию и ГДР, к Ирану, Тунису, Алжиру, Кубе, Монголии; к Петрозаводску, Уссурийску и Курилам, Архангельску и Севе-родвинску, Владимиру и Набережным Челнам, Ленинграду и Риге, Москве и Киеву, Ангарску и Тайшету, Сыктывкару и Казани, Горькому, Воркуте, Мурманску, Тюмени, Комсомольску-на-Амуре. Это далеко не полный перечень крупных городов. А небольшие города, поселки, села и деревни — разве можно их все назвать? Их история крепко связана с именами и делами наших выпускников. Кто же они ныне? Учителя, врачи, инженеры, научные работники, работники сельского хозяйства, юристы, кадровые военные, партийные и советские работники, просто хорошие рабочие и замечательные труженики села. Среди наших выпускников есть заслуженные люди: Владимир Александрович Шумихин — лауреат Государственной премии по науке и технике, Борис Алек-сандрович Замотин — доктор медицинских наук, Михаил Яковлевич Зарубин — ректор лесотехнической академии имени Кирова в Ленинграде, Герман Васильевич Трефилов — декан биологического факультета Ярославского пединститута, Екатерина Васильевна Юдинцева — доктор биологических наук, Геннадий Дмитриевич Волгин, Юрий Дмитриевич Воронов и Юрий Александрович Кашников — кандидаты технических наук. Выпускников нашей школы отличает честный, благородный труд на благо Советской Родины. С золотой и серебряной медалью закончили школу: Нина Панкова, Александр Полянсков, Евгения Киселева, Мария Кекишева, Людмила Баукова, Наталия Григорова, Нина Кашникова, Татьяна Соколова, Татьяна Седакова. В наши дни наболевшей проблемой остается Афганистан. Среди воинов-интернационалистов есть и калининские парни, те,кто окончил 8 или 10 классов. Это наши Алексей Петухов, Эдуард Могирев, Сергей Галанов и Сергей Щелкин, который награжден медалью «За отвагу». Они знают, что такое современная война, заслужили низкий поклон. Сегодня школа, ее здания изрядно постарели, коллектив же учителей значительно омолодился. Работают 32 учителя, 15 из них — выпускники школы. Длительное время школа комплектовалась учительскими кадрами, бывшими своими выпускниками. Около 60 учителей, окончивших педучилища и пединституты, работали в родных стенах, а в общем Калининская средняя школа дала стране более 150 учителей. Мы давно работаем по кабинетной системе, используя современные формы и методы проведения уроков. Не все еще удается, хочется, чтобы в школе сложилась своя система индивидуальной и групповой работы с учащимися. В силу ряда причин у нас очень слабая материальная база. Однако за последние годы получено 2 киноаппарата «Радуга», современные диапроекторы «ЛЭТИ», «Пеленг». Нынче на средства, заработанные учащимися, приобрели неплохой магнитофон, который они используют на вечерах и всех внеклассных мероприятиях. Не хватает еще раздаточного материала для проведения лабораторных работ по химии и физике, совсем нет швейных машин, хотя приобрести их старались; значительного улучшения требует база для физического воспитания. Все это серьезно осложняет работу педколлектива. Не отвечают современным требованиям предметные кабинеты, однако кабинет начальной военной подготовки признан лучшим в районе {руководитель Е. А. Смирнов). В прошлом году отмечен денежной премией кабинет истории. Мы живем надеждой, что со строительством и пуском новой школы у нас в корне изменится материальная база и многое другое. Факт строительства становится реальностью, только бы не подкачали строители. От всей души хочется пожелать радостных и теплых встреч всем, кто приехал и кто приедет в страну своей юности! Эти встречи нам очень полезны, ибо мы имеем прекрасную возможность воспитывать ребят на примерах жизни наших выпускников. Очень ждем советов и предложений."
Т. ЮДИНЦЕВА,директор школы.
«ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ» № 81 (8558] 8 июля 1989 года
Добрые дела выпускников (Н. ЦЫГАНОВА, ветеран педагогического труда)
ДОРОГИЕ друзья, наши воспитанники, те, кто навсегда остался в учительском сердце! Я хочу рассказать, какой вклад в духовную жизнь школы внесли ее бывшие ученики. Истинная любовь и преданность не говорят громких слов. У настоящих людей любовь проявляется в желании и умении делать добро.
Вот что сделали наши воспитанники для школы и для поселка между встречами 1984 и 1989 годов. В 1986 году собрался на встречу выпуск 1946 года. Вместе с ними приехал классный руководитель, заслуженный учитель А. А. Иванов. Как-то по-другому взглянули они на проведение встреч. Присутствовали на торжественной линейке 1 сентября, встречались со старшеклассниками, рассказывали о школе и о себе. Интерес к рассказам был необыкновенный. Увидели они плохо оборудованную спортплощадку, истрепанный магнитофон, звучавший на линейке. После встречи пришли ко мне доктор медицинских наук Борис Александрович Замотин, кандидат технических наук Юрий Дмитриевич Воронов и Валентин Григорьевич Потехин, говорят: «Мы приехали не для того только, чтобы встретиться, а и сделать что-то нужное для школы. Почему бы не создать фонд школы, почему бы выпускникам, приезжающим по ее просьбе, говорить не 10-15 минут, а долго рассказывать обо всем, что составило цель и смысл жизни». Орггруппа составила письмо, которое подписали многие бывшие ученики, После долгих переговоров с финансовыми органами фонд был создан. На его счету сейчас 412 рублей, будет, конечно, больше. Руководитель фонда Евгения Павловна Громогласова (Киселева). Приезжая в поселок, Б. А. Замотин всегда читает лекции на предприятиях, а в этом году прислал в школу свою статью о СПИДе. Вскоре состоялась встреча старшеклассников с подполковником В. В. Кабляновым, —который приехал навестить свою маму А. Ж Каблянову. На заседании клуба «Ровесник» он долго рассказывал об Афганистане. Это был истинный урок патриотического и нравственного воспитания.
30, 31 августа и 1 сентября 1986 года состоялась встреча выпускников 1941 года. Их выступления на линейке в день знаний, на митинге и на встречах с учениками разных классов были взволнованными и искренними. Они первыми внесли вклад в фонд школы. С такой же программой приезжали и выпускники военных лет. Много добрых пожеланий сделали десятиклассникам на выпускном вечере выпускники 1947-1948 годов. Далее свои предложения внесли выпускники 1957 и 1966 годов, например, такое: каждый выпуск должен оформить альбом. Хорошее предложение! А еще чтобы каждый выпуск подарил школе сувениры из тех мест, где живут и работают его представители.
Выпускники 1956 года навестили всех своих учителей, не балуемых вниманием. Кстати, каждый из приезжающих на встречи навещает не только оставшихся в живых учителей, но обязательно посещает кладбище.
23 февраля 1986 года состоялась встреча старшеклассников с учителями военных лет, ее тоже готовили выпускники нашей школы. Много теплых слов прозвучало в адрес этих замечательных тружеников тыла. О школе в годы войны говорили со слезами на глазах и сами учителя, Е. В. Кучук (тогда секретарь парторганизации леспромхоза) сказал, что даже не знал ничего такого о школе и ее учителях.
Дважды присылала материалы о М. И. Калинине для школьного музея и для проведения праздника улицы Калинина Катя Громцева (1939 г.). И еще один факт. В 1984 году, на второй день после встречи, умерла жена А. Ф. Шамакова — Лидия Матвеевна. Почти все разъехались. О кончине жены любимого учителя узнал Валерий Голубев и, бросив все дела в деревне, отложив отъезд, сделал все, что нужно для погребения покойной.
В поселке стало традицией проводить День Памяти, и в этом помогают наши выпускники. В 1987 году Валерий Морозов читал стихи о военном детстве, а Евгений Разговоров делился воспоминаниями об этих страшных годах. В 1988 году о детях войны говорил Юрий Горев, а об ужасах войны в Афганистане рассказал Сергей Галанов. В подготовке Дней памяти помогают бывшие ученики школы Д. С. Филаретой, А. Г, Бусыгин, Е. Буханцова, Т. П. Юдинцева, Л. Л. Чистякова, М. А. Швецова (Карамышева), Н. Монахова, Е. К Разумов, С. В. Душеин, В. Г. Потехин, С. В. Сычев, Сердечно им спасибо! Всегда принимают участие в конференциях по краеведению В. В, Яблочков и В. Г. Потехин.
В подготовке встречи-89 принимали участие очень многие выпускники школы и ее учителя. Из Свердловска огромный список адресов прислала Лора Кудрявцева, большую работу по сбору адресов проделали В. Морозов и его мама О. В. Морозова, Л. Н. Смирнова, (Думкина), Рая Евсюкова, Наташа Киселева (Занегина), Нина Горева, Зина и Валя Голубевы, К. Н., А. Ф. и Л, П. Марковы, Г. И. Орлов. Лиля Смолина из Гатчины прислала вырезку из газеты о 90-летии средней школы № 4. Все это — образец искренней заботы о том, чтобы встреча прошла хорошо. Эти люди живут по принципу: «Чем жаловаться на всеобщую темноту, лучше зажечь одну маленькую свечку». Всем им низкий поклон и сердечное спасибо!
На прошлой встрече выпускники дали школе задания. Сейчас мы можем сообщить: мемориальная доска «Памяти павших в боях за Родину учителей и учеников» будет открыта 1 сентября 1989 года. - Во время встречи бывшие ученики А. Ф. Шамакова прикрепят к его памятнику табличку: «Автору музыки к пионерской песне «Картошка» от благодарных выпускников КСШ». Заполняется адресная книга выпускников. Знающих чьи-то адреса просим прислать их в школу. На встрече будет проверено домашнее задание, данное ученикам на прошлой встрече. Добрых вам встреч, дорогие выпускники и учителя!
Н. ЦЫГАНОВА, ветеран педагогического труда
История вечерней школы 1945- 1985 год.
Руководители Калининской вечерней cредней школы. Ноздрин Ноздрин Николай Николаевич Организатор школы, директор с1945 по1976г. Лебедева Людмила Александровна, директор с 1976 по 1978 и 1985-1986. Закончила Адыгейский государственный педагогический институт, учитель математики и физики. Воинов Юрий Алексеевич Директор с1978 по 1981 год. Закончил Горьковский университет им. Лобачевского, учитель русского языка и литературы. Шмат Николай Васильевич Директор с 1981 по 1984год. Закончил Горьковский педагогический институт, учитель истории.
Война круто меняет судьбы людей. В 1941 юноши уходили на фронт со школьной скамьи, не закончив среднего образования. Возможность завершить образование молодым людям дало создание вечерних школ. Такая школа в 1945 году была открыта в нашем поселке. В 1946 состоялся первый выпуск. Одним из первых выпускников был Потехин В. Г.
Из воспоминаний В. Г. Потехина : “Стал руководить школой Ноздрин Н. Н., который до этого работал шофером по вывозу специзделий с картонной фабрики. Он был очень энергичным и приложил много усилий для того, чтобы 20 учащихся выпускного 10 класса успешно закончили среднею школу. Учиться ходили после работы 4 дня в неделю, больше занимались самостоятельно, дома после работы изучали предметы. Трудно было работать и учиться, но учиться надо было обязательно, так как образование и знания есть где применить. ”
Интервью с учителем Калининской вечерней школы Полетаевой Лидией Петровной.
1) Какой предмет Вы вели?
Я вела химию, биологию, географию.
2) В какие годы Вы работали в вечерней школе?
Работали с 1966 по 1986 год. Ушла на пенсию в 1987 году.
3) Какой был режим работы школы ?
Занятия проводились с 18 часов до 23 часов, по 5 уроков.
4) Кто учился в вечерней школе? Кого Вы запомнили?
В школе учились рабочие фабрики, леспромхоза, детского сада, яслей, аптеки и других организаций. Запомнились Попинов Г. И., Замыслов В. А. , Селезнев Л. П.
5) Что самое интересное Вам запомнилось?
Народ был взрослый, учились все с прилежанием. Проводили химические вечера. Эти вечера организовывали ученики. Они делали доклады, устраивали викторины с подарками, занимательные опыты. Проходили классные часы на разные темы.
Вечерняя школа дала многим и многим людям путевку в жизнь. Разные причины приводили людей в стены школы, побуждали продолжать образование. Итогом было получение аттестата о среднем образовании, расширение общеобразовательного уровня, продолжение образования в высших и средних учебных заведениях, получение более престижной работы, должности.
Почти все руководители среднего звена основного промышленного предприятия района картонной фабрики им. М. И. Калинина являлись выпускниками вечерней школы:
Смирнов Б. А. - старший мастер механического цеха,
Ершов В. П. - старший мастер электроцеха,
Селезнев Л. П. - старший мастер котельной,
Смирнова Т. А. -мастер цеха производства картона,
Щепелкина З. Н. - мастер цеха производства картона,
Гоглев В. А. - старший мастер цеха сырья и топлива и другие.
В повышение образовательного уровня были заинтересованы руководители, коллективы, общественные организации предприятий и организаций поселка. Поэтому на всех уровнях учителя встречали поддержку. Прогульщика, нерадивого ученика ждали серьезные разговоры в профкоме, парткоме предприятий, в комиссиях содействия школе при администрации предприятий и поселковом Совете депутатов. Государство предоставляло льготы обучающимся в вечерней школе. Предоставлялся дополнительный свободный от работы день с оплатой 50 % заработка, дополнительно оплачиваемый отпуск для сдачи выпускных экзаменов, очередной отпуск предоставлялся только в летнее время.
В условиях действиях закона “О всеобщем среднем образовании” работа вечерней школы имела большое значение.
В ней завершили образование многие подростки, оказавшиеся за стенами общеобразовательной школы. К ним, например, относятся нынешние предприниматели: Замыслов В. А. и Попинов Г.И.
На базе образования, полученного в вечерней школе, они смогли продолжить пополнение своих знаний путем самообразования и учебой в других учебных заведениях.
Незабываемый след в сердцах выпускников оставили учителя, относившиеся к своим взрослым ученикам всегда с пониманием и сочувствием: Валоваткин С. В., Иванова А.Ф., Калабина Л.В., Каблянова А.А., Киселев Н.С., Хухарева Н.И., Игнатенко Н.В., Полетаева Л.П., Дружинин Н.М., Незговорова А.Ю., Смирнова Л.А., Королева И.А., Малышева А.В..
К середине 80-х годов школа исчерпала свою роль в жизни поселка, и в 1985-1986 учебных годах работала как учебно-консультационный пункт. В 1986 году была полностью ликвидирована.
Лебедева
Людмила Александровна,
директор с 1976 по 1978 и 1985-1986.
Закончила Адыгейский государственный педагогический институт, учитель математики и физики.
Воинов
Юрий Алексеевич,
Директор
с1978 по 1981 год.
Закончил Горьковский университет им. Лобачевского, учитель русского языка и литературы.
Шмат
Николай Васильевич
Директор
с 1981 по 1984год.
Закончил Горьковский педагогический институт, учитель истории.
elevgvin@rambler.ru-почта